Главная » ЭКОНОМИКА » Силуанов призвал закрыть серые схемы по «импортному» НДС

Силуанов призвал закрыть серые схемы по «импортному» НДС

Власти намерены ликвидировать схемы уклонения от уплаты НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, заявил Антон Силуанов. По его словам, бюджет недополучает этот налог. Среди выявленных ФТС схем — оформление импорта на технические фирмы

Антон Силуанов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Минфин и Федеральная таможенная служба (ФТС) намерены усовершенствовать механизм противодействия нелегальным схемам уклонения от налогов при ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов на коллегии ФТС 21 марта, передает корреспондент РБК.

«ФТС выявила схемы ухода от налогообложения в первую очередь косвенными налогами при перемещении товаров ЕАЭС в адрес не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность российских компаний. Количество товаров, завозимых таким образом, растет. НДС мы недополучаем. В связи с этим поставлена задача поставить заслон такого рода операциям», — сказал он.

Еще одной проблемой Силуанов назвал занижение таможенной стоимости завозимых товаров для реализации в России, но проходящих таможенное оформление в государствах ЕАЭС. «Необходимо создать здесь такой механизм по контролю за применением единых индексов таможенной стоимости, который позволяет принять единую систему управления рисками и который не позволяет осуществлять различные серые схемы ухода от налогообложения», — отметил министр.

В ЕАЭС помимо России входят еще четыре страны — Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Фактически таможня между ними отсутствует, но от уплаты НДС участников внешнеэкономической деятельности это не освобождает. Взаимодействие в части ввоза товаров (в том числе по вопросам обложения НДС) регулирует договор о ЕАЭС, подписанный в 2014 году. НДС при импорте товаров из ЕАЭС российской компанией должен перечисляться в адрес Федеральной налоговой службы (ФНС).

Таможенное регулирование в ЕАЭС не затрагивает вопросы взаимной торговли, к тому же таможенная граница с другими государствами — членами организации отсутствует, подтвердили в пресс-службе Минфина. «В связи с этим возникают возможности для налоговых злоупотреблений во взаимной торговле», — отметили там.

В министерстве также сообщили, что «вопрос, касающийся способов ликвидации серых схем, в настоящее время прорабатывается совместно с заинтересованными ведомствами».

В 2023 году совокупные поступления НДС на импортные товары в федеральный бюджет составили 4,43 трлн руб., подавляющее большинство этого НДС было получено ФТС, но небольшая часть была уплачена в адрес ФНС — 610 млрд руб. (платежи за ввоз товаров из стран ЕАЭС). Это следует из бюджетных данных Минфина и статистической отчетности ФНС. На 2024 год план сбора составляет 624 млрд руб. Стоимостный объем импорта России из других стран ЕАЭС в 2021 году (наиболее свежие данные) составил $24,4 млрд.

Читайте на РБК Pro На замену SAP: какую отечественную платформу выбрать — 7 вариантов Для первой закупки в КНР достаточно ₽ 100 тыс. Затраты вас ждут в другом По каким фразам в письме клиент поймет, что он вам безразличен Вы удалили весь «компромат»: как налоговая узнает о дроблении Как избегают НДС при помощи однодневок

Само таможенное регулирование ЕАЭС создает почву для возникновения лазеек, позволяющих экономить на косвенных налогах, говорят эксперты.

В частности, в основе схем ухода от НДС при импорте товаров — создание фирм-однодневок, говорит эксперт по налогообложению «Контур.Школы» Алексей Жоголев.

НДС платит тот, к кому переходит право собственности на товар, то есть в данном случае российская фирма. Согласно приложению договора о ЕАЭС, косвенные налоги (к ним относятся НДС и акцизы) при импорте уплачиваются по месту постановки на учет собственников товаров. При этом НДС при импорте из страны ЕАЭС считается на дату принятия товаров к учету, а НДС нужно перечислить до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров к учету. «Чтобы избежать обязанности по уплате НДС, создаются фирмы-однодневки, выступающие в качестве импортера», — объясняет Жоголев. А если НДС уплачен, его можно принять к вычету после получения из инспекции ФНС заявления с отметкой об уплате этого налога.

Налоговая предложила упростить возмещение НДС при экспорте в ЕАЭС Экономика

Использование технических компаний создает проблемы и контрагентам в странах ЕАЭС, добавляет юрист практики «международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Андрей Симонов. «Если российская компания-однодневка не заплатит НДС в России, то ее контрагент из страны ЕАЭС не сможет возместить НДС в своей стране. Соответственно, эта поставка станет первой и последней поставкой в адрес такой российской компании и всех связанных с ней людей», — отмечает он.

Как недоплачивают НДС через занижение таможенной стоимости

Другой способ незаконной экономии на НДС — занизить таможенную стоимость товаров по контракту. В таком случае таможенная стоимость при ввозе, например, в Киргизию или Армению декларируется перед их таможнями (таможенные пошлины уплачиваются там же), но при дальнейшем ввозе в Россию НДС рассчитывается и уплачивается импортером в российский налоговый орган исходя из стоимости, указанной в сопроводительных документах. Таким образом, если стоимость была занижена при импорте в страну ЕАЭС, то и НДС окажется занижен.

В пресс-службе Минфина прокомментировали, что занижение таможенной стоимости товаров, предназначенных в конечном итоге для России, но растамаживаемых в других государствах — членах ЕАЭС, — это вопрос различий в национальном таможенном регулировании. «Право ЕАЭС в этой части ряд полномочий относит на национальный уровень, в том числе вопросы применения системы управления рисками», — добавили в ведомстве.

Таможенная стоимость — это цена товара, дополненная расходами импортера, связанными с приобретением этого товара, объясняет эксперт сервиса «Контур.Декларант» Наталья Лайша. Таможенные органы используют индексы таможенной стоимости (усредненные уровни цен), которые рассчитываются как отношение таможенной стоимости товара к его весу нетто. У ФТС есть база таких индексов, которые формируются путем анализа деклараций других импортеров с аналогичным товаром. Но на уровне ЕАЭС пока отсутствует единая методика определения таких индексов, из-за чего по-прежнему возможны схемы с занижением стоимости на границах Армении, Киргизии, Белоруссии или Казахстана. 1 марта 2024 года по итогам объединенной коллегии таможенных служб стран ЕАЭС было достигнуто согласие по унификации подхода к определению таможенной стоимости товаров, сообщал врио руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

«Такие индексы таможенной стоимости установлены и применяются при таможенном декларировании товаров в таможне России и не распространяют свое действие на товары, ввозимые в государства — члены ЕАЭС, — говорит Лайша. — Поэтому у участника внешнеэкономической деятельности появляется лазейка, позволяющая задекларировать товары, ввозимые, например, в Казахстан или в Беларусь для дальнейшей реализации в России, по минимальной цене. Отсюда сумма таможенных пошлин и налогов, которая исчисляется исходя из таможенной стоимости товаров, занижается».

Эксперты оценили перспективы ЕАЭС на внешних рынках Политика

Такая лазейка возникает из-за пробелов в таможенном регулировании ЕАЭС, говорит эксперт. Поскольку таможенного контроля при перемещении товаров внутри ЕАЭС нет, это значит, что при ввозе уже растаможенных товаров из государства — члена ЕАЭС участник внешнеэкономической деятельности не подает другую таможенную декларацию. В данном случае для него установлена только обязанность подать в территориальную налоговую инспекцию (по месту постановки на учет) заявление о косвенных налогах и уплатить НДС. Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости приобретенных товаров.

В случае с реализацией в России товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС из третьих стран, таможенные органы фактически не могут проверить первоначальную стоимость товара. «Обмен информацией о таможенной цене между странами применяется относительно таможенных деклараций, но при торговле между странами ЕАЭС таможенная декларация не подается», — говорит Симонов.

Эксперты отмечали еще несколько лет назад, что популярна, например, схема ввоза через Белоруссию с занижением стоимости: можно было заявить стоимость в несколько раз меньше фактической и заплатить меньше пошлин, а затем свободно продавать товар в России. Уже в 2023 году таможенники выявляли случаи декларирования в государствах — членах ЕАЭС, таких как Армения или Киргизия, легковых автомобилей с признаками занижения стоимости, затем эти автомобили ввозились на территорию России по схеме параллельного импорта (соответственно, занижалась и налогооблагаемая база по НДС).

Как можно урегулировать пробелы

Механизм применения единых индексов таможенной стоимости помог бы выработать единые подходы к контролю таможенной стоимости в ЕАЭС, что исключит разные серые схемы ухода от налогообложения, считает Лайша. РБК направил запросы в Минфин, ФТС и ФНС.

Создание «единых индексов таможенной стоимости» может быть эффективным инструментом таможенного регулирования, но у него есть минусы, убежден Симонов. «Это требует существенного количества усилий и расходов со стороны всего ЕАЭС, что в настоящее время представляется проблематичным», — говорит юрист.

Кроме того, есть и такая проблема: предприниматель может не сознательно занижать таможенную стоимость товара, а законно играть на колебаниях спроса и предложения — заранее, когда товара было в избытке, приобрести партию, задержать ее и реализовать в России, когда на нее появился наибольший спрос. «Это не метод уклонения от уплаты налогов, но метод ведения предпринимательской деятельности, ведь он мог прогадать с расчетами и получить убытки», — замечает Симонов.

По мнению юриста, самым удобным с точки зрения реализации для государства способом ликвидации серых схем могло бы быть повышение требований к предоставляемым документам. «То есть в качестве подтверждающих стоимость документов могут прикладываться не только ВЭД-контракты между Россией и контрагентом из страны ЕАЭС, но и контракты между контрагентом из страны ЕАЭС и первоначальным продавцом», — предлагает он.

Также уровень контроля можно повысить и в периметре России, продолжает юрист. Например, может быть введен механизм последующего перерасчета «ввозного» НДС исходя из фактической стоимости реализации продукции на территории России, которая ранее была импортирована из стран ЕАЭС, рассуждает он.

Источник

Оставить комментарий