Вражеская пропаганда: как это делается сегодня в России?

Возвращение страны с майских каникул к рабочим будням прошло под новость о том, что «расходы россиян в апреле рухнули на восемь процентов». Именно подобные вариации заголовков доминировали вчера в сообщениях СМИ, посвященных свежему исследованию потребительского поведения россиян от центра «Ромир».

Есть горькая ирония в том, что в стране, в которой родился анекдот про «не «Волгу», а три рубля, не в лотерею, а в преферанс, не выиграл, а проиграл», в информационном пространстве доминирует обратный принцип искажения информации: не приукрашивания, а очернения.

История с ромировским исследованием – очередной яркий пример этого подхода, поскольку содержание новости в данном случае прямо противоположно заголовкам, под которыми она распространялась отечественными СМИ.

«Ромир» действительно отметил падение повседневных трат россиян в апреле – по сравнению с мартом – на 7,7 процента.

Вражеская пропаганда: как это делается сегодня в России?
Эксперты прокомментировали представления россиян о достойной зарплате

Вот только это стандартная ситуация, фиксируемая ежегодно. Причем ее причины вполне очевидны – второй месяц весны «зажат» между мартом и маем, на которые выпадают праздники и каникулы, что влечет за собой, разумеется, увеличение расходов. Ничего удивительного, что в буднично-беспраздничном апреле снижаются и общие расходы, и средний чек.

Читайте также:  Алкогольная война. Зачем «партнёры» нас спаивают сотни лет? (видео)

Куда более показателен другой результат.

По сравнению с апрелем прошлого года повседневные расходы граждан выросли на 6,4 процента, «уверенно превзойдя размер накопленной за период инфляции в 5,2 процента». Причем нынешний апрельский показатель – один из наилучших за все годы наблюдений (больше было только в 2015-м).

Это исследование подтвердило устойчивый тренд на усиление потребительского оптимизма россиян. Есть и другие данные. Например, индекс того же «Ромира» «Кофе с молоком»: объемы покупок шоколада, кофе, молока, бутилированной воды также уверенно повышаются, что, по мнению исследователей, четко сигнализирует о «социальной стабильности и расслаблении в потребительском поведении».

Все это, безусловно, достаточное основание для того, чтобы заклеймить позором российские СМИ, страдающие, похоже, неизживаемым очернительным уклоном в отношении собственной страны. Впрочем, при желании можно обвинить и их аудиторию, чье внимание лучше привлекается негативными заголовками. А в погоне за кликами и посещаемостью редакции вынуждены идти на поводу у читателей, занимаясь в том числе и совсем уж бесстыдными манипуляциями.

Вражеская пропаганда: как это делается сегодня в России?

Однако, пожалуй, наиболее значим иной аспект данного феномена.

Читайте также:  В Ульяновске собрана первая отечественная роботизированная линия для сборки крупных самолётов

Одна из популярнейших общественных идей в России – мысль о безнадежной пропасти, разделяющей народ и государство. «Шишки», разумеется, достаются властям предержащим, которые – по мнению обвинителей – не понимают российское общество, не знают и не хотят знать, чем оно живет, каковы его проблемы, чаяния и перспективы.

Основной носитель этих представлений – отечественный «медиаактивный» класс, причем по всему идеологическому спектру – от самых радикальных маргиналов как справа, так и слева, до людей абсолютно прогосударственных взглядов.

Именно этот слой – от политиков и общественников до просто интересующихся политической сферой граждан – выступает основным потребителем и одновременно главным производителем контента про бесконечно гибнущую Россию.

Стоит отметить, что дело нередко не в какой-то злонамеренности, а в «воспитанной привычке» к пессимизму.

К политикам и активистам-общественникам бесконечным потоком приходят люди со своими нерешаемыми трудностями, жалобами и горем. В результате даже представители самых что ни на есть «провластных» организаций в «кухонных разговорах» нередко демонстрируют запредельное пораженчество в оценке будущего. Это вполне естественное следствие ежедневной работы с наиболее болезненными и острыми проблемами страны, отражающимися в жизни конкретных людей, и с ощущением очень низкого КПД от собственных прилагаемых усилий.

Читайте также:  Турецкий поток введут в эксплуатацию к концу 2019 года

Что уж говорить о принципиальных противниках российской власти, для которых любой негатив – подтверждение их идеологической позиции. Ну, а СМИ органично дополняют и обслуживают этот самовоспроизводящийся механизм «похорон» России ее медиаклассом. Причем даже в ситуациях, которые должны были бы стать поводом для выражения радости и оптимизма, как с нынешним опросом «Ромира».

Источник

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here