Фото: Иван Ноябрев / ТАСС
Постановление пленума Верховного суда от 18 мая не устанавливает обязательства документально оформлять завершение мобилизации в России, считают опрошенные РБК юристы.
Верховный суд дал разъяснения по тому, как рассматривать дела о военных преступлениях, в том числе совершенных в период проведения мобилизации или действия военного положения, а также пояснил, что является военным временем, военными и боевыми действиями, вооруженным конфликтом. Кроме того, суд определил, что считается началом и окончанием мобилизации: «Периоды мобилизации (общей и частичной) или военного положения <…> начинаются с даты и времени начала действия мобилизации (военного положения), которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации об объявлении мобилизации (о введении военного положения), и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) мобилизации (военного положения)».
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин отмечает, что Верховный суд не уточнил, как юридически должны быть оформлены дата и время отмены мобилизации, поскольку постановление пленума — это акт толкования судебной властью действующих правовых норм. Он по своей природе не может предписывать органам законодательной и исполнительной власти, как им следует юридически оформлять свои решения, отмечает юрист.
adv.rbc.ru
В Думе заявили, что сейчас мобилизация в России не планируется Политика
adv.rbc.ru
«Исходя из общих правил действия нормативно-правовых актов во времени, указ президента об объявлении частичной мобилизации может прекратить свое действие как в результате его прямой отмены, так и, например, в случаях истечения срока, на который этот акт был принят. В частности, Верховный суд разъясняет судам необходимость при установлении периодов мобилизации учитывать соответствующие положения ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997, — поясняет Добрынин. — В этом законе сказано, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований. Таким образом, если мобилизационные планы в установленные сроки были выполнены, о чем некоторое время назад докладывало военное руководство страны, призыв граждан может прекращаться без специальной отмены решения о начале мобилизации».
Председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго пояснил, что в законе о проведении мобилизации и мобилизационной подготовки нет четких положений об окончании мобилизации. «Такое положение дел является не очень хорошим. Дело в том, что с даты окончания мобилизации заканчиваются многие правовые последствия, в том числе и для тех преступлений, которые разъясняются данным постановлением пленума. Поэтому хотелось бы, чтобы законодатель более детально подошел к этому вопросу и регламентировал, что датой окончания мобилизации также является принятие президентом указа об окончании мобилизации (как в случае с ее началом — РБК)», — пояснил юрист. Это поможет правоохранительным органам лучше понимать, в рамках мобилизации произошло то или иное преступление или нет. Кроме того, граждане смогут четче определять, какие последствия их действий могут наступить в зависимости от того, продолжается мобилизация или нет.
Правительство не поддержало освобождение от мобилизации предпринимателей Политика
Читайте на РБК Pro Акции «Тинькофф» обновили максимумы. Как сильно они еще смогут вырасти Экономика Германии в рецессии. Что это значит для еврозоны и ставок ЕЦБ Почему в кризис потребители не экономят на роскоши — The Economist «Наслаждайтесь цирком»: каково работать в Tinder — в пяти пунктах
На вопрос о том, понадобится ли новый указ президента в случае, если будет объявлен еще один призыв по мобилизации, Корчаго пояснил, что пока точно ответить на этот вопрос нельзя. Он напомнил, что в указе о мобилизации есть закрытый пункт № 7, в котором, как утверждали в Кремле, речь шла о количестве человек, которое планируется призвать (по словам представителя президента Дмитрия Пескова, там указано количество до 300 тыс. человек). Поскольку пункт не был раскрыт, судить о том, выполнен ли он, нельзя (в конце октября министр обороны Сергей Шойгу докладывал Владимиру Путину о выполнении задания по призыву в рамках мобилизации 300 тыс. человек).
«Если все положения указа были выполнены, то в случае новой мобилизации, скорее всего, будет выпущен новый указ. Если же в рамках предыдущего указа не все положения выполнены, то для того, чтобы восполнять какие-то недостачи, можно действовать в рамках предыдущего указа президента», — пояснил Корчаго.
Частичная мобилизация была объявлена в России 21 сентября, а 28 октября Шойгу доложил Путину о завершении призыва в рамках мобилизации. Позже президент также говорил о завершении мобилизации. На вопрос о том, почему не был издан соответствующий указ, Путин отвечал, что «не задумывался над этим», но обещал посоветоваться с юристами. «Но она завершена, точка поставлена», — добавлял президент.
В дальнейшем Кремль призывал в вопросах окончания мобилизации ориентироваться на слова главы государства. Председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Совфеда Андрей Клишас утверждал, что «с точки зрения легитимности, большей силы, чем слова президента, у нас в стране нет». «Президент является верховным главнокомандующим, и он объявил об окончании мобилизации. Вы думаете, указ сильнее, чем слова? Мне кажется, нет, во всяком случае, в восприятии людей», — отмечал Клишас.